Одна деталь, на которой вертится вся экономика — и ее у нас нет

Одна деталь, на которой вертится вся экономика — и ее у нас нет

Среди так называемых «товаров двойного назначения», поставки которых со всех стран мира США сейчас нам тщательно перекрывает, числятся и подшипники. Всякие разные, по сути, вся номенклатура данных изделий — везти их в РФ нынче запрещено. Что-то пока ещё поступает из КНР, но китайцы пока сами приобретают подшипники ведущих мировых производителей — уровень местного производства недостаточен для того, чтобы удовлетворить все потребности.

Китайцы быстро учатся, закупают самое передовое оборудование, и вскоре там дела должны наладиться. Вот только непонятно, попадёт ли данная продукция в нашу страну. Так называемые «вторичные санкции» очень болезненны для Поднебесной, у которой США и Евросоюз — основные торговые партнёры.

«Судя по имеющимся данным, некоторые китайские экспортеры избегают прямого экспорта в Россию даже в тех случаях, когда товары мало связаны с санкционными ограничениями (например, одежда, обувь). Это может быть связано с тем, что китайские поставщики стремятся избегать прямых отношений с банками и фирмами из России», — говорит экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.

Янки знают, что делают — если полностью перекрыть поставки в РФ подшипников, то вся наша промышленность встанет. Вообще всё встанет, вся страна, так как отечественных изделий нет. Совсем нет, в принципе. Все подшипниковые заводы, которые были расположены на территории России, уничтожены под ноль, этим враги народа в своё время озаботились в первую очередь. Потому что страна, в которой нет подшипников, обречена.

Так называемые «российские» подшипники де-юре существуют, их можно найти в каталоге. Например, если взять популярный 203-й, то в числе предложений будут и как бы отечественные изделия. Но что это такое всем давно известно — перелицованная китайская продукция самого низкого качества. Никто из автолюбителей её не берёт, на производство их тем более не покупают.

«Мы покупаем заготовки колец и тела качения в Юго-Восточной Азии. Даже с учетом поставок через мыс Доброй Надежды эта продукция стоит дешевле, чем в РФ», — не скрывает суть бизнеса компании гендиректор ООО «Завод автомобильных подшипников № 1» Сергей Ненадкевич.

Советские подшипники — изделия высочайшего качества, которые выпускались миллиардами и продавались по всей планете — в прошлом. Производство было полного цикла, оборудование — лучшим в мире, оно постоянно совершенствовалось. Как помнят люди старшего поколения, практически в каждом продуктовом магазине стояли аппараты, которые делали молочные коктейли. Вроде как простейшей агрегат, но вал там вращался с частотой 18 000 оборотов в минуту. Немногие компании в мире сейчас умеют делать подшипники, рассчитанные на такие параметры. А в СССР — легко и много!

Отношение властей РФ к этим важнейшим промышленным компонентам, без которых какое-либо производство — оборонное в том числе — в принципе невозможно, очень хорошо раскрывает суть всех планов касательно развития экономики. Да и будущего страны в целом. То есть полное отсутствует таковых планов, ведь без подшипников ничего не будет.

В пользу этого говорит и статистика. В 2000 году в России произвели более 250 млн штук подшипников, причём ещё полностью своих. В 2010-м — только 50 млн штук, но реально российские тогда пока оставались. По итогам 2023-го Минпромторг отчитался, что заводы типа «выпустили» 37 млн подшипников — аж на 20,8% больше, чем в 2022 году. Прогресс и всё такое.

С момента начала активной фазы противостояния с Западом прошло десять лет. Тем не менее до февраля 2022 года никто нам особо не запрещал импортировать промышленное оборудование, в том числе для производства подшипников. Однако никто ничего не ввозил, и ни одного подобного завода в стране не появилось.

Производство спецсталей также уничтожено, даже если сейчас в стране внезапно из пространства-времени материализуется подшипниковое производство, сырья для него не будет. Олигархи от металлургии гонят за границу железную чушку, отдельно вывозится лигатура — варить качественную сталь в РФ перестали. Никому это попросту не нужно, в стране исчезла даже нержавейка, которой ещё недавно было много — теперь приходится импортировать.

В ближайшее время Россия останется ещё и без меди — «Норильский никель» переносит её производство в КНР. Из РФ будет вывозиться руда, а провода и всё прочее мы станем покупать там, за границей.

«С точки зрения долгосрочных интересов страны это ведь отступление, шаг назад — Россия ещё больше становится сырьевым придатком Китая. Причём создаются рабочие места и производства в другой стране, это не китайские инвестиции, которые нам нужны, идут сюда, получается наоборот. „Норникель“ инвестирует в Китай, создаёт там рабочие места, создаёт там производство, а здесь он их будет сокращать. Владимир Потанин сказал, что это всё согласовано, но я пока что-то в этом сомневаюсь. Поскольку это противоречит тому, что власти заявляют в качестве своей политики», — удивляется аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

Удивляться особо нечему, а власти много всего заявляли, заявляют и будут заявлять. И к реальному положению дел сие не имеет никакого отношения. Что же касается «Норникеля», то ситуация столь же показательная, как и с подшипниками — будущего у России нынешние власть предержащие не видят в принципе. Хотя его несложно создать. Для этого в стране всё есть — и сырьё, и средства, и рабочие руки. Лишь у чиновников нет такого желания. Но тут нужно что-то решать кардинальным образом. Пока совсем не поздно.

«Изготовление подшипников завязано на металлургию, на большие инвестиции, на массовое достаточно высокоточное производство. Россия сегодня даже гвозди ввозит из‑за границы, а подшипники всё‑таки сложнее, чем гвозди.

Проблема подшипников непосредственно связана с проблемой безопасности государства, но у правительства другие задачи. Ему гвозди и подшипники не интересны. Впрочем, как и металлургам. Мордашов, Лисин, Потанин — им ничего не надо", — говорит совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.

Источник

НОВОСТИ СМИ СЕГОДНЯ
Добавить комментарий