
тестовый баннер под заглавное изображение
Другое «черное золото»
В советские времена черная икра была более доступной для сограждан — по крайней мере по ценам. И сегодня старики, как сказки, рассказывают внукам и правнукам о ее пользе и превосходных вкусовых качествах.
В СССР строго контролировались добыча, производство черной икры и распределение ее по государственным магазинам. Для молодой советской республики в 20-е годы прошлого столетия это был вообще главный экспортный товар, за который она получала живую валюту. «Черным золотом» считалась не нефть, как сегодня, а черная икра!
Советский Союз производил до 2,5 тысячи тонн черной икры в год. Ни одна страна в мире и рядом не стояла. Промысел осетровых велся в естественных условиях: в Каспийском и Азовском морях, на Волге и других крупных реках. История доносит до нас сведения, что в некоторых реках отлавливали белугу длиной по 9 метров и весом до 2 тонн. Из них выкачивали по 180–200 килограммов черной икры.
А в прошлом году в России произвели всего… 67 тонн этого деликатеса. Зато из Китая завезли 18 тонн. Наша страна превратилась из экспортера в импортера черной икры.
Ситуация изменилась с перестройкой, когда все было отдано на откуп предпринимателям в надежде, что «рынок сам все рассудит». Вот он и рассудил.
На Каспии начали добывать нефть, и осетры оттуда ушли. Кроме того, поделить рыбные запасы в Каспийском море, которыми сейчас владеют 5 стран, достаточно проблематично. Российские осетроводы заверяют, что наша страна для восстановления поголовья выполняет программы по запуску мальков осетровых в Каспий. Но вот делают ли это другие государства? Есть основания считать, что нет.
На Волге осетров тоже практически не осталось. Там построены плотины и шлюзы, уровень регулирования воды не стыкуется с биологическими процессами жизни осетров. Добавим сюда браконьерский промысел, который расцвел в годы перестройки.
В общем, были осетровые и кончились — с 1990-х годов, когда был утрачен государственный контроль за их выловом.
С 2007 года в России запрещен их промысел в дикой природе — только аквакультура: в искусственных водоемах, под присмотром специально обученного персонала. Что немаловажно, черную икру в рознице разрешено продавать только полученную в искусственных условиях.
В аквакультуре для добычи этого деликатеса разводят в основном осетра российского, осетра сибирского, севрюгу, стерлядь и белугу.
Доись, рыбка, большая и маленькая…
В природе эти рыбы нерестятся весной, когда вода прогревается до 14 градусов. А в рыбхозах, чтобы спровоцировать нерест, делают теплую воду на 2–3 недели — и самки «ведутся». Таким способом икру можно добывать с ноября (в преддверии Нового года) и по июнь.
Есть еще одно преимущество искусственного разведения осетровых. Раньше, когда рыбу вылавливали в дикой природе, ее убивали, чтобы получить икру. Сейчас налажен процесс «доения». Аппаратом УЗИ устанавливают, что рыбина созрела. Ей делают маленький надрез в яйцеводе, выдавливают через него икру и отпускают. Этот метод называется «получением икры прижизненным способом». Самки выживают (и дальше дают икру) в 90 случаях из 100.
При этом сам метод «доения» существует 20 лет, а некоторые виды осетровых живут до 100.
— Рыба созревает в позднем возрасте, — говорит кандидат биологических наук, ученый-осетровед Сергей Подушка. — Сколько раз за всю жизнь они могут давать икру — неизвестно.