Фото: ru.freepik.com
О решении правительства полностью прекратить публикацию данных о производстве нефтепродуктов на отечественных перерабатывающих предприятиях говорится в последнем докладе Росстата о динамике промышленного производства в стране. Вряд ли эта новость стала для кого-то сенсацией. Проводимую профильными ведомствами политику можно считать последовательной. Публикация статистических данных о производстве автомобильного бензина в России была прекращена в конце мая. По мнению представителей Минэнерго, на фоне нынешнего обострения геополитической ситуации «раскрытие такой информации может стать поводом для манипулирования рынком со стороны его недобросовестных участников».
В принципе, такая версия выглядит вполне убедительно. В конце августа котировки бензина самых популярных сортов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли до максимальных с начала года значений. Причем основное подорожание пришлось на летний сезон. Только в июле цены производителей на бензин марок от АИ-92 до АИ-95 выросли почти на 30%. Топливный ажиотаж существенно затронул и розницу. Как на днях сообщил Росстат, рост стоимости бензина на АЗС пятую неделю подряд превышает уровень инфляции в стране, а в целом с начала 2024 года цены на заправках выросли на 6,45% при инфляции в 5,2%. Правда, переживать за внутренний рынок горючего, по мнению Минэнерго, преждевременно: запасов нефтепродуктов в России перед началом осени достаточно, а на цены бензина и мазута влияют традиционные сезонные факторы.
Впрочем, первые тревожные сигналы уже прозвучали. В июне, когда Росстат в последний раз раскрывал данные по выпуску нефтепродуктов, производство, к примеру, дизельного топлива по сравнению с аналогичным периодом 2023 года сократилось более чем на 8%. Основное падение выпуска этого вида горючего, опять же, пришлось на летние дни: если за январь-май производство дизеля составило около 36 млн тонн (примерно по 7,2 млн ежемесячно), то начиная с июня отечественные мощности, по подсчетам независимых экспертов, ужались на 500 тыс. — 1млн тонн в месяц.
С одной стороны, обстоятельства, из-за которых выпуск готового моторного топлива постепенно пошел на убыль, были естественными: перерабатывающие заводы приступили к плановым ремонтам и обновлению своих рабочих установок. С другой стороны, российские предприятия начали подвергаться атакам украинских дронов. Удары наносились также по нефтебазам, где сосредоточены серьезные резервы бензина и дизеля. По некоторым оценкам, всего с января 2024 года было совершено до 40 нападений на объекты отечественной энергетической отрасли. Многие НПЗ были вынуждены останавливать производство для восстановления перерабатывающих линий, что отрицательно сказалось на объемах выпуска горючего.
В этой связи, по словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, полное засекречивание сведений о количестве нефтепродуктов, которыми располагает Россия, можно считать достаточно разумной мерой. В период проведения плановых и внеочередных ремонтных работ влияние негативных статистических данных на сырьевую промышленность усиливается. Украинским военным, направляющим свои беспилотники на российские НПЗ, знать о ситуации в топливной сфере нашей страны также совсем необязательно, поэтому публикация статистики, которая находится в общем доступе, и была прекращена.
«Свою эффективность подобные меры доказали ранее, когда многие российские публичные компании с разрешения правительства раскрывали свои финансовые показатели частично или не раскрывали их вовсе, — говорит эксперт. — В дальнейшем, когда дела у этих компаний выравнивались, публикация финансовой отчетности возобновлялась, а рынок более лояльно воспринимал негативные данные за прошлый период, так как новые результаты показывали восстановление».
Частный инвестор и финансовый аналитик Федор Сидоров с меньшим оптимизмом оценивает последствия решения правительства в отношении топливной статистики. По его мнению, нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, что гриф «совершенно секретно» решит официально обозначенную чиновниками проблему — обезопасит рынок от искусственного ажиотажа, пагубно отражающегося на ценообразовании. Напротив, ситуация рискует усугубиться. Непрозрачность может привести к спекуляциям и недоверию, что из-за недостатка конкуренции, будет способствовать росту стоимости горючего.
«Для стабилизации рынка нефтепродуктов необходимо обеспечить прозрачность информации как о производстве, так и об экспорте и импорте, — считает эксперт. — Тогда и цены получится удерживать естественными способами, и с меньшим потерями преодолевать внештатные ситуации, в том числе такие, как атаки вражеских беспилотников».