Актер, который подарил нам Шурика: 25 лет назад не стало Александра Демьяненко

«Ветер». 1958 год.

Актеры, даже самые известные, катастрофически быстро забываются. Лишь единицы не только остаются в памяти поколения своих ровесников, но их знают и молодые зрители. Александр Демьяненко принадлежит к числу избранных. Он словно бы никуда и не уходил из нашей жизни, поскольку фильмы Леонида Гайдая с его участием — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл Шурика, «Иван Васильевич меняет профессию», где его инженеру-изобретателю была уготована встреча с Иваном Грозным, не сходят с телеэкранов. А были и еще почти 300 кино- и театральных ролей, в каждую из которых он вкладывал душу.

Но его Шурик всех победил, а личность самого актера неразрывна с образом молодого очкарика, вечно попадающего в какие-то передряги и без особых усилий находящего выход из любой ситуации. Сам Александр Демьяненко очень переживал, что, дожив до шестидесяти, так и остался Шуриком, хотя с годами пришло понимание того, что это великое счастье — иметь в арсенале такую роль, которая вызывает у зрителей ассоциации именно с тобой как актером. Так что Демьяненко — вовсе не узник одной роли.

Он всегда воспринимался как ленинградец, хотя родился в Свердловске. Просто почти вся его взрослая жизнь связана с Ленинградом, где он и скончался в 1999 году. Тогда стояла страшная жара, и сердце не выдержало, не дотянуло до операции. На 1 сентября было запланировано коронарное шунтирование. Как вспоминали партнеры Демьяненко по сцене, еще в начале 90-х его спасал нитроглицерин, который приходилось принимать, чтобы доиграть до конца спектакль. Трудные были времена. Люди едва выживали. Многие актеры работали таксистами, что-то продавали. А у Демьяненко все-таки была работа, пусть не такая интенсивная, какой он был достоин.

Он с детства мечтал быть актером, занимался в театральном кружке в местном Доме культуры. Мама будущего актера работала бухгалтером, а отец — режиссером в оперном театре, где Саша проводил немало времени. К тому моменту его родители расстались. У отца была другая семья. А в театре они могли встречаться. Маленький Саша впервые вышел на сцену в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Он появлялся с колокольчиком и звонил. И поскольку это был дебют, разволновался и слишком долго задержался на сцене. Пришлось его уводить.

Окончив школу, 17-летний Демьяненко держал экзамен перед выездной комиссией Школы-студии МХАТ, приехавшей искать талантливых молодых людей в Свердловск. Его не приняли, поскольку Саша был очень стеснительным, но впоследствии это стало частью его актерской природы и привлекало режиссеров. Пришлось поступать на юрфак. Через год Демьяненко поехал в Москву и поступил сразу в два вуза — ГИТИС и Театральное училище им. Щукина, но выбрал ГИТИС. Свою роль тут сыграло и то, что его отец там учился. 

Дебют в кино состоялся, когда Александр учился на втором курсе. Он сыграл гимназиста в фильме «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. После ГИТИСа поступил в Московский театр им. Вл. Маяковского, где проработал три года, и переехал в Ленинград. И тому было несколько причин. Своего жилья в Москве не было и не предвиделось, а от скитаний по углам актер устал. В Ленинграде пообещали квартиру. Туда он постоянно ездил не только на «Ленфильм», но и к своей будущей жене Марине Скляровой. Когда-то в Свердловске они вместе ходили в театральную студию, а теперь она изучала театроведение в театральном институте.

После успешного кинодебюта Алов и Наумов пригласили Демьяненко в картину «Мир входящему», на роль выпускника Казанского пехотного училища, младшего лейтенанта Шуры Ивлеева (опять Шурик), который прибыл для прохождения службы в последний день войны. У фильма сложная судьба. Какой-то полковник написал на режиссеров донос, обвинил в неверном отражении событий. Полгода картину не могли сдать. Ее тогда принимала министр культуры Екатерина Фурцева. Критики всех мастей, не нюхавшие пороху, обвиняли авторов в том, что война у них «затрапезная», что у солдат грязные шинели. На заседаниях в Главном управлении кинофикации и кинопроката можно было услышать совершенно дикие заявления: «Упрятать такой фильм подальше вместе с режиссерами!», обвинения в клевете на войну. В истории кино навеки останутся слова заместителя начальника Калужского областного управления культуры Егоренкова о том, что «Мир входящему» «порочит наш советский строй, наши идеи, нашу армию, и было бы преступлением выпускать его на экраны!».

Досталось и Демьяненко за роль лейтенанта, помогающего немецкой женщине при рождении ребенка. При этом Фурцева все-таки разрешила отправить работу на Венецианский фестиваль в 1961 году под давлением итальянской стороны, и фильм получил там три премии.

Александр Демьяненко снялся в «Порожнем рейсе» выдающегося советского режиссера Владимира Венгерова и сыграл там журналиста Сироткина, сыграл в «Первом троллейбусе» Исидора Анненского. А потом была встреча с Гайдаем, который выбрал его из нескольких десятков претендентов, а это были Евгений Жариков, Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Александр Збруев, Валерий Носик… Свою роль сыграла картина «Карьера Димы Горина» Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского, где Демьяненко сыграл столичного парня, оказавшегося в тайге. Гайдай поехал в Ленинград, чтобы увидеть молодого актера живьем. И в итоге превратил его из брюнета в блондина. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла в лидеры проката в 1965 году. А в 1967-м невозможно было попасть на «Кавказскую пленницу» — выстраивались очереди. 30-летний Демьяненко стал невероятно популярен, а на его автомобиле нацарапали имя «Шурик».

«Карьера Димы Горина». 1961 год.

Актер успешно работал в дубляже, а это особый дар. Его голосом говорил литовский актер Донатас Банионис, мировые звезды — Жан-Поль Бельмондо, Роберт Де Ниро, Омар Шариф и Арнольд Шварценеггер, а также герои мультфильмов. Параллельно играл в спектаклях по сложнейшим интеллектуальным пьесам Дюрренматта и Мрожека. Демьяненко попробовал силы в кинорежиссуре, сняв короткометражную «Святую ложь».

В 90-е он поучаствовал в популярном ситкоме «Клубничка» Юрия Беленького в роли деда Валериана Макаровича и рад был наконец-то появившейся возможности поработать в кино. В день снималась одна 26-минутная серия, и это был напряженный график, потребовавший высочайшего профессионализма, которым Демьяненко обладал. Текст актеры получали непосредственно перед выходом на площадку, и надо было его быстро освоить. Как рассказывал режиссер, Демьяненко попросил поставить диван, чтобы во время пауз хотя бы немного отдыхать. Во время съемок у него резко ухудшилось зрение, пришлось делать операцию. 

«А король-то голый». 1992 год.̆

В последние годы жизни Александр Демьяненко играл в петербургском «Приюте комедианта», куда пришел из Театра комедии им. Акимова, где работал с 1984 года, а теперь не нашел общего языка с главным режиссером. Обычное дело в актерской жизни. Даже самой успешной. Многое, наверное, прошло мимо, не все сыграно, но и сделано немало. Иначе бы мы сегодня не вспоминали о Демьяненко.

Источник

НОВОСТИ СМИ СЕГОДНЯ
Добавить комментарий