Изъятую у коллекционера как орудие преступления картину Брюллова выставят в Русском музее

Суды за «Христа во гробе» шли два десятилетия и решения разных инстанций противоречили друг другу. Поэтому так долго картина и находится в запасниках Русского музея, куда она попала на экспертизу во время разбирательств. Чтобы понять всю «соль» ситуации, вспомним, как развивалось дело вокруг «Христа во гробе».

Итак, в 2003 году немецкий коллекционер Александр Певзнер вполне законно покупает и за приличную сумму (€100 тыс.) у русского православного прихода Воскресения в Брюсселе картину, авторство которой на тот момент было под вопросом. Подписи на картине нет, но то, что это работа русского художника, не вызывало сомнений. Он решает, что сделать экспертизу и реставрацию в России, будет надежнее и дешевле. Некоторые источники сообщают, что Певзнер хотел предложить выкупить работу Русскому музею. То, что это работа русского художника, не вызывает сомнений. На границе он оформляет разрешение на временный ввоз, но потом оказывается, что с декларацией что-то не так и изъяли работу прямо на границе. После чего дело долго и муторно разбиралось в разных судах, которые то вставали на сторону коллекционера, то выносили неутешительные для него решения. 

Так, в 2014 году Леноблсуд отменил предыдущее решение суда о конфискации картины, как вещественного доказательства и постановил вернуть ее владельцу. Но в 2016 году Генпрокуратура обжаловала это решение и постановила конфисковать работу как «орудие совершенного преступления».

«Договорившись с сотрудниками таможенного поста «Светогорск» Выборгской таможни о перевозке картины без надлежащего оформления и контроля, он получил подложный экземпляр таможенной декларации и беспрепятственно ввез на территорию России произведение стоимостью более 9,4 миллиона рублей», — сообщала Генпрокуратура во время одного из разбирательств. В 2016 году Верховный суд принял решение, что Певзнер «вовлек в совершенное им преступление за денежное вознаграждение должностных лиц» таможни, поэтому «картина должна быть у него конфискована как орудие совершенного преступления».

После этого Русский музей, где вещдок находился на экспертизе, включил полотно в Музейный фонд страны. Однако тем дело не кончилось. В 2017 году очередной суд отменил конфискацию. Спустя два года дело дошло до апофеоза — следующий суд вообще усомнился в законности приобретения картины Певзнером, ссылаясь на то, что в качестве владельцев фигурировали супруги Беляковы — тесть и теща господина Певзнера. Хотя они на владение картиной вовсе не претендовали. Однако в итоге суд исключил пункт о возврате полотна коллекционеру, оставив в силе отмену конфискации. Но на тот момент полотно уже было включено в музейный фонд РФ. Немецкий коллекционер пытался вернуть работу и после, но сделать это не удалось. Статус ее все еще находится под вопросом, несмотря на кипу папок и решение о включении в музейный фонд.

Однако Алла Манилова решила, что время явить «Христа во гробе» пришло. Картину собираются выставить на ретроспективе Карла Брюллова в Михайловском дворце, где покажут еще 300 произведений художника. Но это, вероятно, станет сенсацией.

Источник

НОВОСТИ СМИ СЕГОДНЯ
Добавить комментарий