Филипп Киркоров, Юлия Пересильд и Лев Зулькарнаев перед началом церемонии.
Александру Ширвиндту успели до его смерти вручить «Нику» за «Честь и достоинство» на отдельной церемонии в Театре сатиры 5 июля 2023 года. А теперь об этом напомнили. Воспоминаниями о своем мастере поделился Леонид Ярмольник.
Старейшую кинопремию ждут серьезные перемены. Они уже очевидны и связаны с приходом новых людей. Их имена пока не называются, но в кулуарах давно все известно. Не участвовал в нынешней церемонии отец-основатель «Ники» Юлий Гусман. Нездоровье не позволило ему приехать из Нью-Йорка. Бразды правления взял на себя президент киноакадемии Андрей Кончаловский. Он и «отбивал чечетку» за Гусмана, шутил, что церемония будет короче, поскольку отсутствует Юлий Соломонович. И вправду уложились в два часа (не в шесть, как было в 2021 году) без песен, юмора, смелых высказываний о текущем «грозном времени» (определение Кончаловского) и прочих привычных атрибутов прежних церемоний. Былое задор и пафос остались только в хронике на экране. У «Ники» славная и независимая история, и важно об этом помнить.
События прошлых лет соотносили с историями своей жизни начинающие актеры, ставшие ведущими церемонии. Среди них в основном те, кто проснулся знаменитым после выхода «Слова пацана» Жоры Крыжовникова. Юной Анны Пересильд, к примеру, и на свете не было, когда происходили знаковые моменты премии. Лейтмотив церемонии — смена поколений.
Лучший сериал, по мнению совета академии, — «Слово пацана. Кровь на асфальте». А вот категории «Лучший фильм стран СНГ», по которой аналогичным образом принималось решение, а потом уже члены киноакадемии голосовали, теперь нет вообще. Печально, но объяснимо.
Победителями 2021 года стали однокурсники по мастерской Михаила Ромма — Андрей Смирнов с «Французом» и Андрей Кончаловский с «Дорогими товарищами». Теперь Смирнов получил персональную награду за сценарий «За нас с вами», а Юлия Снигирь отмечена за работу в этом фильме наградой за лучшую женскую роль, которую разделила с Юлией Пересильд, представлявшей «Вызов». Работа с Андреем Смирновым принесла «Нику» и Ирине Розановой, сыгравшей роль второго плана в «За нас с вами». У нее была сильнейшая конкуренция в лице Ольги Лапшиной в «Огороде» Ларисы Садиловой. Многие за нее проголосовали.
Смирнов умеет поражать. Он всегда смело и безоглядно выступал на «Нике», а теперь решил попрощаться с коллегами, поскольку самый старый. Так и сказал в своей речи о том, что вряд ли доведется еще выйти на сцену перед киносообществом с новой картиной, а нынешний выход — одно из последних счастливых мгновений. Он вспомнил историю собственной растерянности, когда после долгого молчания, а он не снимал кино 29 с половиной лет, на съемках «Жила-была одна баба» почувствовал, что ничего не клеится. В этот момент ему позвонил Кончаловский. Съемки были в разгаре, и Смирнов ушел от площадки на 30 метров, чтобы никто его не слышал, и пожаловался на свою беспомощность. В ответ услышал мат: «Ты совсем… Очнись! Держись, кретин». Уходя со сцены, Андрей Смирнов уронил статуэтку «Ники» в партере. Лауреаты спотыкались весь вечер, и спасал их от падения Леонид Ярмольник, сидевший рядом с роковыми ступеньками.
Вслед за Смирновым на сцену поднялся Андрей Кончаловский и грозно сказал: «И не вздумай думать, что ты в последний раз выигрываешь. Я еще в институте знал, что он идиот… Он большой кинематографист, никогда не успокаивается… Я желаю тебе забыть все то, что ты сказал, извиниться и продолжать свою преступную деятельность».
Поскольку на «Нике» могли быть представлены только получившие прокатные удостоверения фильмы, и не было тех авторов, которых разбросало по миру, то кинематографическая картина в целом получилась неполной, с проплешинами. На экране все время показывали Александра Сокурова, не раз получавшего «Нику», а однажды сразу три за «Фауста» — за лучший фильм, режиссуру и сценарий (Юрий Арабов). Такого больше не было за всю историю премии. Теперь его уникальная «Сказка» о вождях былых времен, встречающихся на том свете, не получила прокатного удостоверения. А сам мастер отправляется набирать мастерскую режиссуры в Ереван, где его ждут как бога. «Лучшим игровым фильмом» стал «Праведник» Сергея Урсуляка, оставивший позади «1993» Александра Велединского, «Вызов» Клима Шипенко, «За нас с вами» Андрея Смирнова, «Снегирь» Бориса Хлебникова, «Чувства Анны» Анны Меликян. Исполнитель главной роли в «Праведнике» Александр Яценко получил «Нику» за лучшую мужскую роль, оставив позади сильных конкурентов — Юру Борисова, Андрея Смолякова, Александра Робака. Награждены оператор «Праведника» Михаил Милашин и режиссер монтажа Маргарита Смирнова. В общей сложности у Урсуляка 5 наград и 13 номинаций. По счастью, у него не бывает головокружения от успехов. Он считает, что бесперспективно чувствовать себя лучшим режиссером в компании Параджанова, Абуладзе, Германа, Сокурова, Абдрашитова, Чухрая, в разные годы получавших «Нику» за лучший фильм. При это Сергей Урсуляк сказал: «У нас получилось почти то, что мы хотели».
Награду за отца получил Глеб Пускепалис. В кино он начал сниматься раньше, чем Сергей, еще ребенком, а теперь учится режиссуре во ВГИКе. «Ника» отправится с ним в Железноводск, где живет их семья. Она будет передана в музей, в котором уже хранится первая «Ника» Сергея Пускепалиса 2008 года за «Простые вещи» — фактически это его актерский кинодебют. Награду pf Эдуарда Артемьева получил его внук, который сказал: «Надеюсь, что эта музыка будет жить с нами вечно».
«Открытием года» киноакадемики сочли молодого актера Макара Хлебникова, снявшегося в фильме своего отца Бориса Хлебникова «Снегирь». «Лучшим документальный фильмом» стал «Балабанов. Колокольня. Реквием» Любови Аркус, с которой конкурировали картины о Тарковском и Хуциеве, а также «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых. Последний выдвигался на «Оскар» как лучший короткометражный документальный фильм и представлял Великобританию. Это сильная работа о последствиях глобального потепления, приводящего к массовой гибели моржей на Чукотке.
«Лучшим анимационным фильмом» стала «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков» Ирины Евтеевой о детях блокадного Ленинграда, который нарисован на замороженных стеклах. Это вторая «Ника» в биографии режиссера.
Пока гости только собирались, ажиотаж вызвало появление Филиппа Киркорова, который долго, как старинный друг, беседовал с самой космической женщиной российского кинематографа Юлией Пересильд и звездой «Слова пацана» Львом Зулькарнаевым. Правда, многих значимых кинематографистов не пригласили на церемонию, поскольку зал маленький (большой не потянули, все очень скромно). Присутствовали в основном «вручанты» и номинанты. Так что обиды неизбежны. Киноакадемики привыкли приходить на «Нику», чтобы встретиться с коллегами раз в год, поговорить. Она для них первая и единственная.