Наталья Гундарева глазами коллег: «В ней были и стальной стержень, и хрупкость»

Наталья Гундарева со Стасом Садальским в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»

Родилась Наталья Гундарева в Москве, выросла на Таганке, в студенческую пору жила на Чистых прудах. Ее мама, будучи студенткой, играла в самодеятельном театре, и дочь пошла по ее стопам — занималась в школьном драмкружке, театральной студии Дворца пионеров. Тем не менее, в актрисы Наталья не собиралась, возможно, из-за неподходящей внешности, которой не стеснялась, но всегда ведь кажется, что актриса должна быть стройной и худой. Ее родители были инженерами, и Наташа устроилась на работу чертежницей в конструкторское бюро, хотела стать проектировщицей.

Однако по настоянию друга Виктора Павлова, впоследствии изумительного артиста, которого тоже знала и любила вся страна, Гундарева отправилась поступать в Театральное училище имени Бориса Щукина, где курс набирал Юрий Катин-Ярцев. Ее однокурсниками стали Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей, Наталья Заякина, Владимир Тихонов — сын Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой.

Как сказала в интервью «МК» Наталья Заякина, бездарных на курсе не было. А Гундарева, по ее словам, была взрослее многих из них, вела дневник, в котором анализировала все, что с ней происходило, фиксировала свои актерские наблюдения. Другим это тогда и в голову не приходило. По окончании училища ее приглашали четыре московских театра, один лучше другого, а она выбрала Театр им. Маяковского. Многие спектакли там ей очень нравились.  

В кино Гундарева начала сниматься с 1966 года. На протяжении своей блестящей кинокарьеры она встречалась на площадке со многими первоклассными режиссерами. Наталья Георгиевна работала с Виталием Мельниковым в его тончайших фильмах «Здравствуй и прощай!» и «Отпуск в сентябре», с Андреем Смирновым в смелой по тем временам «Осени», окутанной таинственным флером некоей запретности, с Николаем Губенко в «Подранках» и «И жизнь, и слезы, и любовь».

За роль уборщицы привокзального туалета в фильме «Собачий пир» Леонида Менакера она получила награду Монреальского кинофестиваля и российскую кинопремию «Ника» 1991 года. Среди номинанток на лучшую женскую роль тогда были великолепные актрисы — Маргарита Терехова в «Только для сумасшедших» и Вия Артмане в «Катафалке». Тем ценнее победа.

Гундарева снималась у Александра Митты в «Затерянных в Сибири», у Георгия Данелии в «Паспорте» и «Осеннем марафоне», где сыграла одну из самых пронзительных своих ролей, о которой ходили легенды. Очевидцы вспоминают, как она продумала все до мелочей, вплоть до костюмов, вносила свои предложения в конкретные сцены, все помечала в сценарии. Данелия оценил ее инициативу и то ли в шутку, то ли всерьез, как он умел, сказал ей, что она может попробовать силы в режиссуре.

К ней прилепился титул «сладкой женщины» после выхода одноименного фильма Владимира Фетина, где она сыграла сотрудницу кондитерской фабрики, хотя не только место работы определило сладость героини. Гундарева сыграла крестьянку Альдонсу у Светланы Дружининой в «Дульсинее Тобосской». Ее героиня неожиданно стала дамой сердца рыцаря печального образа Дон Кихота. В роли посудомойки в «Небесах обетованных» у Эльдара Рязанова она снималась в дуэте с мужем Михаилом Филипповым. Гундарева сыграла Катю Никанорову в «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина и Катю Круглову в «Однажды двадцать лет спустя» Юрия Егорова.

Роль Веры Голубевой в картине «Одиноким предоставляется общежитие» Самсона Самсонова создавалась кинодраматургом Аркадием Ининым в расчете на индивидуальность Гундаревой. Все эти роли и фильмы любила и знала вся страна. Творческая жизнь Гундаревой была яркой и щедрой на режиссерские имена и роли, но наверняка, как у любой актрисы, у нее остались какие-то лакуны, нечто желанное, но неосуществленное.

* * *

Накануне юбилея Натальи Гундаревой мы поговорили с ее коллегой по Театру им. Маяковского Ольгой Прокофьевой. Вместе они играли в двух спектаклях и много гастролировали.

Ольга Прокофьева

Источник

Оставьте ответ