Неизвестный портрет автора «Божественной комедии» привезли в Москву из Уффици

 Выставка собрала вокруг «Аллегорического портрета Данте» редкие издания «Божественной комедии» на разных языках. Есть среди них, например, книга 1502 года издания под названием «Терцины» — именно так именовалась поэма в ХIV–ХV веках. Предположительно, одним из владельцев рукописи был Петрарка. Есть книга с иллюстрациями Боттичелли и первое полное издание «Божественной комедии» на русском языке (1874). А также рисунок со схематическим изложением поэмы или политическая карта Италии времен Данте с указанием мест, упомянутых в его поэме. Но в центре внимания, конечно, портрет кисти Бронзино. Даже пространство выставки оформлено в цветах, доминирующих на картине, — серых и красных.

Портрет был создан спустя почти два века после смерти поэта, когда Данте уже стал мифом и символом. Его образ ученик Микеланджело создавал, основываясь на прижизненных изображениях. Сюжет аллегорический — поэтому детали, окружающие фигуру поэта, имеют большое значение. Одной рукой он держит книгу с текстом «Божественной комедии», другая тянется к куполу церкви Санта-Мария дель Фьоре — главному символу Флоренции, родного города Данте, из которого он был изгнан по политическим причинам. А взгляд поэта обращен к вулкану, искрящемуся огненными всполохами. Куратор выставки Виктория Маркова, главный научный сотрудник Пушкинского музея и специалист по искусству Италии с мировым именем, считает, что таким образом художник изобразил чистилище. Это не только образ, навеянный «Божественной комедией», но и символ хождения по мукам, которые ему самому довелось пережить. Данте ведь так и не смог вернуться во Флоренцию — он похоронен в Равенне. И эта разлука была крайне болезненной для поэта.

— Вспоминать сегодня Данте есть повод в том числе из-за его политической позиции, — сказала Виктория Маркова на открытии выставки. — История Флоренции того времени связана с борьбой за независимость, с противостоянием разных политических сил. Данте занимал высокий пост приора, а потом был изгнан вместе с партией, к которой принадлежал. Всю жизнь тосковал по родному городу. Флорентийцы пытались вернуть его прах на родину, но им это не удалось, тем не менее они сделали символическую гробницу Данте в базилике Санте-Кроче. Этот портрет в себе многое таит — с точки зрения ситуации, в которой он был написан. Ведь и во времена Бронзино продолжалась борьба политических сил: Медичи то приходили к власти, то их отодвигали. Созданию портрета в 1532–1534 годах предшествовали бурные события, в результате которых флорентийцы изгнали Медичи и восстановили республиканское правление.

 Предполагалось, что Бронзино напишет три портрета — Боккаччо, Петрарки и Данте. Такова была задумка его учителя Микеланджело, который занимался оформлением дома флорентийского банкира Бартоломео Беттини. Заказчик хотел украсить свои покои изображениями «поэтов, воспевавших любовь и в стихах, и в прозе». Бронзино и сам писал любовные сонеты, к тому же считался знатоком Данте, так что выбор автора не был случайным. Тем не менее портрет нельзя назвать типичным для художника.

Тогда он еще не пришел к своей фирменной манере, в которой чувствуются гладкость исполнения, интригующая холодность, изысканность. Тем не менее это великое произведение искусства, чарующее своей многозначностью.

В России эта многозначность дополнилась местом показа выставки, расположенном на Большой Ордынке. Здесь неподалеку жила Анна Ахматова, которая не только была большой поклонницей Данте и посвящала ему стихи: судьба поэтессы созвучна хождениям по мукам, описанным в «Божественной комедии».

Источник

Оставьте ответ