Очередная версия «Паразитов»: японский режиссер поставил черную комедию по пьесе Кобо Абэ

Сцена из спектакля «Друзья». Фото предоставлено пресс-службой Театра Наций

Мотои Миура возглавляет театр «Читэн» в Киото. Он ставил в Японии пьесы Чехова: «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню», «Трех сестер». Миуро дружит с режиссером оскароносного фильма «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хомагути и помогал исполнителю главной роли Хидэтоси Нисидзиме в работе над ролью режиссера, поставившего в японском театре «Дядю Ваню».

В 2011 году Миура со своим театром приезжал на гастроли в Москву, представил в Центре Мейерхольда спектакли «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». В 2016-м его «Чайку» из Киото увидели на сцене БДТ им. Г.Товстоногова, а в 2019-м и «Дядю Ваню». В мае прошлого года он поставил в БДТ «Преступление и наказание». Достоевский и Чехов его любимые писатели с юности. Все происходит в кошмарном сне, ставшем для Раскольникова наказанием. В его голове поселился сонм персонажей, которые что-то кричат, как чайки, бесконечно повторяются окончания. Примерно то же самое происходит и с героем в «Друзьях», но это не сон.

В Москве Миура хотел поставить русскую классику, но худрук Театра Наций Евгений Миронов предложил подумать о японской драматургии. Кобо Абэ был еще в СССР популярным писателем. Его роман «Женщина в песках» невозможно было купить. Как ни странно, его книги продавали в сельских магазинах, где их и приобретала советская интеллигенция.

«Друзья», по словам режиссера, черная комедия. В съемной квартире вполне успешного молодого человека появляется семья: родители, их пятеро детей и бабушка — в сущности, милые люди с благими намерениями, пытающиеся спасти человека от одиночества. Они поселяются в его доме, влезают в личную жизнь, распоряжаются его доходами и свободой. Очередное нашествие варваров, которым переполнено современное мировое кино. Эти люди напоминают персонажей аниме, произносят фразы нараспев, повторяя их окончания. Кажется, что ничего подобного не может быть, но жизнь человека летит под откос. Как скажет исполнитель главной роли Сергей Епишев, это спектакль о стремлении навязать свое представление о том, что хорошо для другого, не просто предложить помощь, а именно ее навязать.

Сцена из спектакля «Друзья». Фото предоставлено пресс-службой Театра Наций

Все-таки феномен «Паразитов» Пон Чжун Хо не случаен. В 2020 году этот южнокорейский фильм получил коллекцию «Оскаров», а до этого «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Он поразил миллионы людей во всем мире, и кто-то не мог этого понять. Хозяина дома мистера Пака сыграл Ли Сон Гюн. В дом его героя устраивается работать скромная семья, которая его и погубит. В декабре 2023-го 48-летнего актера нашли мертвым в центре Сеула. Он оставил предсмертную записку. До этого Ли Сон Гюна трижды допрашивали, и то, в чем его подозревали, не подтверждалось. Все тесты на наркотики дали отрицательный результат. Актер говорил, что его вынуждали принять неизвестные препараты. В жизни отчасти повторилась ситуация «Паразитов». Фильм в гротесковой форме предупреждал о нашествии варваров, которые, может быть, еще не вошли в ваш дом, но уже на подходе. Мотои Миуре важно было рассказать о бессилии человека, к которому вошли непрошеные «друзья», лишили его собственной идентичности, убили веру в себя.

В отличие от спектакля БДТ, где работала большая японская команда, в Театре Наций собралась российская группа. Только композитор был из Японии — Кейсуке Кувата. Сценограф и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили выстроила конструкцию, напоминавшую трибуну Мавзолея и одновременно лабиринт, откуда торчат головы почти мультипликационных персонажей — тех самых паразитов, проникающих во все щели чужого дома. В костюмах — смесь разных эпох, включая Средневековье. Дом напоминает скошенный цилиндр, непригодный для жизни, упасть с него можно как со скалы.

Сцена из спектакля «Друзья». Фото предоставлено пресс-службой Театра Наций

150 артистов участвовали в кастинге. Режиссер выбрал 13. Среди них — Сергей Епишев и Олег Савцов, параллельно играющие хозяина квартиры (печальный исход первого страшнее, поскольку это смерть исполина), Алла Казакова, Эва Мильграм, Мария Лапшина, Александра Ревенко. Потом уже Миура расскажет, что его поразило в российских актерах. Они любят много говорить, так что приходилось произносить: «Стоп». Воли он не давал.

Превыше всего для Миуры яркая форма, ритм, звук, интонация. От бесконечных хлопков персонажей, заменяющих им речь и эмоции, скоро начинаешь сходить с ума. Актеры, ежедневно репетировавшие по девять часов, потом не могли отделаться от ломаного произношения и битья в ладоши, приносили все это своим близким. Так «паразиты» проникали к ним в дом. Эффект уникальный в своем роде, дающий возможность ощутить мрак происходящего с героем на себе, но это уже безжалостный перебор, эксперимент и над зрителями.

Источник

НОВОСТИ СМИ СЕГОДНЯ
Добавить комментарий