Удо Киру доверили прическу усопшей меценатки

Удо Кир в фильме «Лебединая песнь». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
«Жокей» успел побывать в этом году на фестивале в Торонто, на американском «Сандэнсе» — Мекке авторского и независимого кино. Роль опытного и виртуозного наездника Джексона Сильвы, который управляется с лошадью лучше, чем с человеком, сыграл великолепный актер Клифтон Коллинз-младший, известный по фильмам «Дать дуба в округе Юба», «Тихоокеанский рубеж», «Капоте», «Крутой Уокер», «Паркер», «Вавилон», «Мир Дикого Запада», «Однажды в… Голливуде». Всему когда-то приходит конец. Джексон уже не так силен, как прежде. Ему 50. Не так уж и много, но годы берут свое, здоровье подводит, и надо с этим смириться.. Вот-вот участие в скачках станет для него последним.
В трудный момент жизни появляется 19-летний жокей, утверждающий, что он – сын Джексона. Сильве такой расклад совсем не по душе. К тому же, он не уверен, что это действительно его сын. Но присутствие парня в какой-то момент станет жизненно необходимым, и когда выяснятся некоторые детали, не оставляющие никакой надежды, это станет ударом.
Клифтон Коллинз-младший — мастер эпизода и ролей второго плана, наконец-то получил то, что ему давно полагалось. Сильва — просто королевская роль, которую Коллинз с блеском сыграл, как прожил: столько в ней скрытого драматизма и глубины, редкой теперь на экране мужской харизмы. На «Сандэнсе» его работа отмечена наградой жюри за лучшую мужскую роль.

Клифтон Коллинз-младший в фильме «Жокей». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
Здесь все актеры хороши. Иногда кажется, что это люди из обычной жизни, среднестатистические американцы. Роль сына сыграл Мойзес Ариас – актер своеобразной внешности, востребованный не только в кино, но и на телевидении, автор собственного шоу. Канадская актриса Молли Паркер сыграла добрую фею и покровительницу Сильвы, оберегающую его многие годы на ипподроме. Как им только удалось передать тончайший флер отношений, раствориться в мгновении жизни. Удивительно, но это дебют режиссера, хотя опытного сценариста и продюсера Клинта Бентли. Он снял «Жокея» по собственному сценарию, и это часть биографии. Его отец тоже был жокеем. И эта тема давно занимала Бентли. Оператор Адольфо Велозо сумел показать невероятную красоту провинциальной Америки без небоскребов, ее небо, жизнь, полную ярких и непривычных оттенков.
«Лебединая песнь» Тодда Стивенса – тоже совсем свежая работа. Главную роль сыграл один из самых самобытных актеров нашего времени Удо Кир, ставший талисманом Ларса фон Триера. В краткой аннотации – всего одна фраза: «Несравненный Удо Кир на больших дорогах». Собственно, больше ничего и не требуется, чтобы сделать выбор в пользу фильма.

Удо Кир в фильме «Лебединая песнь». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
Мистер Пэт, как называют героя Удо Кира, живет в доме престарелых. Веселые дни позади. Возраст и связанная с ним меланхолия неотвратимо подступают. Когда-то мистер Пэт был славным парикмахером, звездой в своем деле. Его нынешнюю безнадежность нарушает экстравагантное предложение – сделать прическу усопшей меценатке и политической деятельнице Рите Паркер-Слоун. Почему бы и нет? Мистер Пэт решил тряхнуть стариной и отправился в сногсшибательное путешествие.
Тодд Стивенс, известный по дилогии «Голубой пирог», в своем виртуальном обращении к российским зрителям рассказал историю из собственной жизни. Он вырос в небольшом американском городке, на улицах которого встречал странного мужчину в фантастическом вельветовом костюме. ««Лебединая песнь» — мое любовное послания богиням и богам маленьких городков и гей-бару, спасшему мою жизнь», — сказал режиссер.
Картина поучаствовала в нескольких фестивалях, получила приз зрительских симпатий, награду жюри за лучшую мужскую роль (Удо Киру) на фестивале комедийного кино в Монте-Карло. А норвежские кинокритики на фестивале в Осло отметили режиссерскую работу.

Янник Незе-Сеген в фильме «Янник:Путь артиста». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
В программе AMFEST представлена и почти двухчасовая документальная картина «Янник: Путь артиста» Сьюзен Фрёмке о канадском дирижере, ставшем в 2016 году художественным руководителем Метрополитен-оперы, третьим за всю историю легендарного театра. Яннику Незе-Сегену теперь 46 лет. Он стал руководить оркестром Метрополитен-опера в 25. Был такой случай, когда консьерж не хотел его пускать в зал. Пришлось объяснять, что он вообще-то руководитель оркестра. Мы имеем возможность побывать на репетициях «Травиаты» и «Диалогов кармелиток», за кулисами легендарного театра, познакомиться с родителями Янника, живущими в Монреале, его коллегами и друзьями, узнать, каков был путь к вершинам. Сохранилось домашнее видео, где будущий пианист делает первые музыкальные шаги, изображает Папу Римского, приезжавшего в Канаду, рисует оркестры.
Фильм посвящен его учительнице музыки, которую удалось снять незадолго до смерти. Родилась эта скромная женщина в Бразилии, училась в Париже. Именно она открыла талант в своем ученике, а он ей за это благодарен всю жизнь. В 21 год Янник с друзьями создал ансамбль барочной музыки, вскоре начал дирижировать хором Монреальского собора, стал худруком Монреальской оперы. Теперь он – маэстро, но напоминает самого обычного жителя Нью-Йорка с рюкзаком за плечами, в черной футболке. Своим артистам и музыкантам Янник говорит: «Пытайтесь быть собой. Миру нужны аутентичные артисты». И еще одно впечатляющее высказывание: «Есть своя прелесть в том, чтобы остановиться в шаге от совершенства». Только тогда существует перспектива, и точка не поставлена.